Тема 1.9. Сестринский процесс при боли. || Сестринская помощь при головной боли

Головные боли

Тема 1.1: Предмет, место и роль общественного здравоохранения и здоровья. История сестринского дела. Перспективы развития сестринского дела.

План лекции:

  1. Истоки
    милосердия и ухода за больными и
    ранеными.

  2. Организация
    системы ухода за больными.

  3. Общины
    сестер милосердия.

  4. Российское
    общество Красного Креста
    в
    войнах и стихийных бедствиях конца XIX
    – первой половины XX века.

  5. Медицинские
    сестры периода Великой Отечественной
    войны.

  6. Состояние
    милосердного сестринского движения в
    России.

  7. на
    современном этапе (конец XX -начало XXI
    века).

История сестринского
дела

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

Перед великим умом я склоняю голову,

перед
сердцем великим – колени.

История
сестринского дела охватывает тысячелетия.
Сестринское дело называют самым древним
искус­ством и самой юной профессией.

  
На развитии
гуманитарной мысли отразилось влияние
религий.

Индуизм
проповедовал индивидуальный поиск
своей судьбы, то буддизм явился с миссией
сострадания, защиты слабых, с призы­вом
к взаимопомощи. Особенно много для ухода
за больным сдела­ло христианство.
Христиане верили, что спасение в загробной
жизни будет зависеть от доброго отношения
друг к другу в этой жизни, отсюда вни­мание
и забота о болящих.

В одном
древнем патерике (сборнике изречений
святых и повествований об их подвигах)
рассказывается, как некий послушник
спросил старца: – Авва, один брат шесть
дней ничего не ест и только на седьмой
принимает немного пищи, а другой ухаживает
за больными. Чей подвиг выше?


Если тот брат, который строго постится,
за ноздри себя пове­сит, все равно не
сравнится с тем, который ухаживает за
больными.

Милосердие –
высшая, бескорыстная форма любви,
свободная от эгоистических устремлений
и не нуждающаяся во внешних мотивациях.

Истоки
милосердия и ухода за больными и ранеными

Тема 1.9. Сестринский процесс при боли. || Сестринская помощь при головной боли

Чувство
любви к ближнему во все века было прису­ще
человеку. Согласно христианской религии,
ближний – это тот, кто создан по образу
и подобию Божьему, то есть все люди.
Одним из многочисленных проявлений
любви к ближним стал уход за больными.
Причем, женщине в большей степени, чем
мужчине, приходи­лось ухаживать за
больными.

У
народов Древнего мира уход за больным
осуществ­ляли родственники. Специальных
людей, которые посвя­щали бы себя делу
ухода за больными, не было, исключе­ние
составляли лишь женщины, занимающиеся
оказани­ем помощи роженицам и
новорожденным. Вначале это были пожилые
родственницы, но со временем появились
особые специалисты. Наибольшего развития
организация подобной помощи достигла
у греков и римлян.

В
Древней Греции были акушерки, которыми,
по оп­ределению Гиппократа, могли
быть только рожавшие женщины, а также
женщины с большим жизненным опытом. Они
определяли сроки беременности,
наступ­ления родов, им предоставлялось
право ускорять роды лекарственными
средствами и священными песнями. Акушерки
занимались также лечением женских
болез­ней и даже были свахами.

Отдельную
группу составля­ли женщины-врачи,
занимавшиеся также женскими бо­лезнями.
Многие из женщин-врачей и акушерок
состо­яли на государственной службе.
Но особенно развито акушерское дело
было в Древнем Риме. Здесь акушерки не
только оказывали помощь во время родов,
но и уха­живали за роженицами и
младенцами.

Соран
Эфесский в своем трактате по гинекологии
обращал внимание на то, чтобы женщины,
желающие заниматься родовспомогательным
искусством, были грамотны, “подвижны,
приличны и имели нормальные органы
чувств, были здоровы и сильны, имели
длин­ные тонкие пальцы с коротко
обрезанными ногтями”. Если акушерки
были не особенно молоды, то он реко­мендовал
им “быть постоянно трезвыми, спокойными
и молчаливыми, не быть суеверными, из-за
корыстных целей не употреблять абортивных
средств”.

В
Афинах и Риме заболевших бедняков и
раненных в сражениях воинов лечили в
домах богатых граждан, где уход за ними
осуществляли женщины. В пол­ном объеме
развитие дела ухода за больными получило
только с распространением христианства.
Ученики Иисуса Христа – апостолы – не
только проповедова­ли христианское
учение, но и исцеляли больных.

При
церквах и монастырях стали возникать
богадель­ни, или “диаконии”,
предназначенные вначале для боль­ных
монахов и монахинь, а позже и для всех
больных. Уход за больными в этих заведениях
считался еще у пер­вых христиан
богоугодным делом, ему посвящали себя
почти все члены общины, но, в основном,
женщины и диаконисы.

   Христианская
попечительность о больных со вре­мен
римского императора Константина Великого
(IV век н. э.), поддерживавшего христианскую
религию, при­нимает новый вид –
учреждаются общественные боль­ницы
и госпитали для больных и бесприютных.

����������

К
XI веку относится создание во многих
городах За­падной Европы (Нидерланды,
Германия и др.) общин женщин и девиц для
служения делу милосердия и ухо­да за
больными. В летописях этих стран
упоминается о многих женщинах,
принадлежащих даже к княжескому роду,
которые посвящали свою жизнь уходу за
прока­женными в первых общественных
больницах.

В XIII веке графиня Елизавета
Тюрингенская, которая отлича­лась
глубокой религиозностью и любовью к
людям, всю свою жизнь посвятила служению
делу милосердия. В возрасте 20 лет она
на свои средства построила госпи­таль,
организовала приют для подкидышей и
сирот, в которых сама много работала.

В
1235 г. Елизавета была причислена к лику
святых и в ее честь была основана
католическая община “елизаветинок”
– из пожелавших последовать ее примеру.
В мирное время сестры общины ухаживали
только за больными женщинами, а в военное
время – и за муж­чинами, нуждающимися
в медицинской помощи.

Христианская
благотворительность в средние века в
католических странах выражалась и в
создании раз­личных светских и духовных
рыцарских орденов, чле­ны которых
считали основной своей целью уход за
боль­ными. Например, основной функцией
ордена Святого Лазаря (отсюда – лазарет)
в Иерусалиме был уход за прокаженными.

Главным
делом ордена, основанного в Иерусалиме
и названного в честь Святого Иоанна,
было попечение о больных и уход за
больными. Первой его настоятель­ницей
в 1099 г. стала римлянка Агнесса. Сестры
давали обет проводить все свое время в
уходе за больными, посте и молитве и
трудиться на благо ордена. Деятель­ность
женщин этого ордена распространилась
и в Ита­лию, Испанию, Францию, Англию,
где ими были со­зданы монастыри.

Особенно
известной стала деятельность общины
“иоанниток” в Париже. В 1348 г., во
время большой эпи­демии чумы, члены
общины показали пример самопо­жертвования.
Современники этих событий описывали
такую картину: “Всеми оставленный
больной лежал один со своими муками.
Родные боялись приблизиться к нему,
врач страшился вступать в его жилище и
даже священник лишь со страхом причащал
его.

Со стонами, разрывавшими сердце,
призывали дети родителей, отцы и матери
– сыновей и дочерей. Но тщетно! Даже и до
трупов родные прикасались лишь потому,
что никто не соглашался исполнять
последние желания за деньги… ничто не
могло собрать родных и знакомых на обряд
погребения. Трупы самых знатных и
заслуженных лиц относились в могилы
самыми бедными людьми, пото­му что
невыразимый страх отталкивал от гроба
их дру­зей и товарищей”.

Много
сделали по уходу за больными и сестры
ор­дена, так называемые “госпитальерки”.
В ведении этих сестер находились крупные
госпитали – Святого Лю­довика в Париже,
а также в других городах Франции. Только
один Отель-Дье (дом Божий) в столице
вмещал 6000 больных; сюда принимались
больные с любыми заболеваниями, даже
заразными.

В
1617 г. во Франции священник Викентий Поль
организовал первую общину сестер
милосердия. В этом году в г. Шатиньоне
в одной из своих проповедей он обратил
внимание прихожан на крайне тяжелое
мате­риальное положение одной бедной
семьи, члены кото­рой были больны.
Пораженные красноречием пропо­ведника
слушатели (и особенно женщины) стали
помо­гать не только этой семье, но и
всем больным прихода.

Для правильного
распределения помощи Викентий Поль
решил организовать общество и принялся
за составле­ние устава. “Милосердие
к ближнему, – говорится в этом уставе,-
есть вернейший признак христианина, и
одним из главных дел милосердия является
посещение бедных, больных и всякого
рода помощь им”.

Вначале общество
называлось “общество милосердия”,
а члены его – “служительницы бедных”.
Они должны были по очереди брать ежедневно
из общего склада необходи­мую провизию,
приготовлять из нее пищу и разносить
больным. Но задача этого общества
состояла не только в оказании материальной
и физической помощи, но и духовной.

В
Германии общины сестер милосердия были
созда­ны еще в 1808 г. В Италии сестры
милосердия появи­лись лишь в 1821 г. Их
главной задачей был уход за за­разными
больными, которых не принимали больницы.
Два раза в неделю они посещали на дому
больных, име­ющих хронические
заболевания, и снабжали их пищей и
лекарствами, которые были назначены
врачами.

   Первые
общины сестер милосердия в Австрии были
организованы в 1834 г., в Чехии – в 1837 г. К
середине столетия в Западной Европе
уже насчитывалось около 16 тыс. сестер
милосердия.

В
1841 г. общины диаконис были организованы
в США, а в 1851 г. – на Востоке, где в ведении
общин находились многие больницы и
воспитательные учреж­дения (в Бейруте,
Иерусалиме, Александрии). В 1884 г. в мире
насчитывалось всего 56 общин, преимуществен­но
протестантских, из которых 35 находились
в Герма­нии, 6 – в России, 3 – в Швейцарии,
3 – во Фран­ции, 2 – в Голландии, 2 – в
Англии и по одной общи­не в Венгрии,
Дании, Швеции, Норвегии и США.

К кон­цу
XIX века существовало 60 общин диаконис,
объеди­нявших более 8000 сестер. Их
благотворительная дея­тельность
осуществлялась в 1780 учреждениях.
Подоб­ного рода общины существовали
и при протестантских церквах в России
– в Санкт-Петербурге, Саратове, Выборге,
Риге, Таллинне, Хельсинки.

3. Попробуйте добиться доверительных отношений с Вашим пациентом.

Прежде чем перейти
к сути разговора, поговорите с ним минут
5 на отвлеченные темы. Если Вы стоите,
пациент может почувство­вать себя
подавленным и будет обрывать ответы
или упускать важ­ную информацию.
Проявите неподдельный интерес к тому,
что он Вам говорит. Заинтересованный
взгляд и периодическое повторе­ние
его слов помогут добиться желаемых
результатов.

Тема 1.9. Сестринский процесс при боли. || Сестринская помощь при головной боли

Если Вы вы­глядите резким,
недоступным, безразличным – он не
доверится Вам. Разъясните цель разговора
больному, чтобы он понял, какую пользу
он извлечет из этого. Подчеркните
необходимость в его честности и
открытости. Приведите примеры того, как
полученная информация помогла определить
правильное лечение и уход.

4. Задайте тон разговора.

Начните разговор
с вопроса: “Как Вы себя чувствуете?”
или “Что Вас беспокоит больше всего?”
Дав ему выговориться о своей болезни,
Вы можете выявить симптомы, подлежащие
обследова­нию. Это так же поможет
оценить эмоциональное состояние
боль­ного и его уровень понимания. Не
разглашайте информацию, полу­ченную
от больного.

Дайте возможность больному
отвечать на Ва­ши вопросы свободно,
но если он слишком уклонится от темы –
воз­вратите его к предмету разговора.
Чтобы сделать это тактично, задайте ему
вопрос, касающийся его болезни: “Расскажите
еще о боли в ногах”. В ходе разговора
контролируйте себя, говорите про­сто
и понятно.

Избегайте использования
медицинских терминов. Ваш пациент не
захочет оставаться в неведении
относительно них. Не уверены, что больной
понял вопросы? Попросите его повторить
своими словами то, что Вы сказали.
Обратите особое внимание на то, что он
ответит. Осознает ли пациент, что он
болен? Таким обра­зом, поняв чувства
пациента, Вы поможете себе больше узнать
о нем.

5. Формулировка точных вопросов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrighten-GB

Попробуйте
задавать вопросы, требующие больших
ответов, чем “ДА” или “Нет”.
“Незаконченные” вопросы концентрируют
внимание пациента и заставляют его
давать более полные ответы. Если больной
просит обратить внимание на одну из его
жалоб, попросите подробней: рассказать
о ней. Детальные описания важны при
употреблении больным незнакомой Вам
терминологии.

Оцените статью
Медицинский портал
Adblock detector