Моторная афазия логопед упражнения после инсульта

Геморрой

­­­­Если вдруг случился инсульт

Что происходит при инсульте? Повреждается кровообращение в различных участках головного мозга в той или иной степени, страдает нервная система, повреждается связь с мозгом. Человек лишается многих возможностей своего организма, о которых он раньше и не задумывался.

Инсульт безжалостно делит жизнь человека на «до» и «после». В лучшем случае, это незначительные изменения в памяти, в речи, в движении. И если вовремя и правильно провести лечение и реабилитацию, человек быстро восстановится и вернется к обычной жизни.

Но случается и полная потеря всех этих и некоторых других функций организма. И тогда человек никогда не станет прежним. Это трагедия как для него самого, так и для его близких.

В этой ситуации нельзя допускать паники. Нужно запастись терпением и предпринять все возможные способы для максимальной помощи больному. Ведь ему предстоит научиться жить заново.

Что необходимо для успешного восстановления больного после инсульта:

  • Конечно же медикаментозное лечение, назначенное врачом. Оно стимулирует нарушенное мозговое кровообращение. Его важно проводить постоянно.
  • Восстановление двигательных функций. Здесь требуются занятия лечебной физкультурой, физиотерапия, возможно использование специальных тренажеров для возвращения чувствительности парализованных конечностей.
  • Работа по восстановлению речи, памяти, способности читать и писать, восприятию действительности. Без помощи логопеда и правильно выстроенной системы занятий тут не обойтись.
  • Комфортный климат в семье, психологический настрой самого пациента, а также его родственников, море терпения и оптимизма.

Дизартрия после инсульта

Что необходимо предпринять, и как человеку восстановить речь после инсульта? Какие формы нарушений речи могут быть? Какая программа для восстановления речевого расстройства подойдет? Ответы на данные вопросы будут рассматриваться в этой статье.

Какие бывают формы речевых расстройств? У человека перенесшего инсульт может быть одно из двух кардинально отличающихся форм – дизартрия и афазия. Такая информация может быть полезной для составления плана лечения. В чем отличие между этими расстройствами?

Дизартрия. Такое нарушение речи после инсульта является наличием дефектов произношения слов и звуков. В это время человеку легко понимать обращенную к нему речь.

Может писать и читать, но у него нарушена работа мышц, которые отвечают за произношение звуков.

Такое речевое расстройство иногда называют нарушением артикуляции, которое характерно при поражении подкорковых структур и задних отделов лобных долей.

Афазия. Это нарушение самой речи как проявления высшей нервной деятельности. Человек не может воспринимать или осознавать письменную или устную речь, но может слышать и видеть слова и звуки (это сенсорная афазия).

Он не может произнести слово, так как не формируется нужный для этого импульс в отделах неокортекса (моторная афазия). В этом случае человек не может говорить и не понимает обращенную к нему речь.

Это расстройство встречается после локализации в бассейне средней левой мозговой артерии патологического процесса.

Лечение афазии. С психологической точки зрения вернуть речь человеку с таким типом расстройства сложнее, ввиду затрудненного контакта с больным.

При наличии тотальной афазии все намного сложнее. Здесь необходимо терпение и работа.

При инсульте потеря речи может сохраниться в течение длительного периода времени. И нужно ежедневно заниматься с человеком. Когда человек хочет что-то сказать его нужно внимательно слушать. Не нужно его перебивать или поправлять. Не нужно договаривать за него предложения даже если поняли смысл фразы.

Можно инициировать беседу со стороны здоровых людей. Если случилась сенсорная афазия, на начальном уровне советуется применять картинки с подписями. При этом на иллюстрациях должны быть нарисованы обычные предметы из обихода.

Если есть моторная афазия, то начинать необходимо с повторения речевых рядов, например, дни недели, счет, времена года, месяцы. Можно пользоваться утвердительными ответами на обычные бытовые вопросы. Например, кушать будешь? – Буду. Полезно применять картинки с подписями, но на них следует изобразить не предметы, а какие-то действия или простые сюжеты.

Лечение дизартрии. Здесь главная цель научить человека произносить слова. Для этого понадобиться прививать навыки мышцам в ротовой полости и нижней челюсти. Как можно это сделать?

Больному с расстройством типа дизартрия следует постоянно выполнять специальные упражнения для языка. Например, высовывать расслабленный или напряженный язык, выполнять круговые движения и упираться языком в зубы. Кроме того нужно будет делать артикуляционные упражнения для губ, нижней челюсти и мимических мышц (в области глаз, лба и др.).

Что касается логопедической коррекции, ее следует проводить под руководством специалиста врача-логопеда. Он сможет подобрать нужный комплекс упражнений, чтобы восстановить функцию глотания. Такие расстройства часто встречаются вместе. Кроме того следует проводить медикаментозную терапию, которая направлена на профилактику осложнений и улучшение кровоснабжения головного мозга и трофики.

В заключении отметим, что врачи-логопеды могут помочь родственникам больного намного расширить арсенал средств, которые необходимо применять, помогая восстанавливать речь после инсульта.

Восстановление после инсульта

Здесь описано только направление строительства стратегий, и как их можно воплотить в жизнь.

Успех в восстановлении речи будет зависеть от слаженности работы всех участников данного процесса, а именно от медицинских работников, родственников и конечно усилий самого больного.

Дизартрия

Дизартрия — это расстройство речи, которое обусловлено периферическим или двусторонним параличом мышц речедвигательного аппарата, поражением стриопаллидарной системы, поражением мозжечка.

При таком нарушении речи, как дизартрия фразы, произносимые больными, правильно построены, словарный запас не нарушен, но слова они произносят не четко.

Особенно трудны для произношения такие звуки как «р» и «л» или шипящие. Речь получается не четкая, смазанная. Такие больные жалуются на ощущение «каши во рту».

Моторная афазия логопед упражнения после инсульта

Псевдобульбарная дизартрия —

такой вид нарушения речи появляется при двустороннем поражении корково-ядерных путей, и в следствии этого параличом мышц, которые иннервируются подъязычными, блуждающими и языкоголотковыми нервами.

Псевдобульбарную дизартрию принято делить на три степени. По уровню тяжести и поражения речи.

1) Легкая степень дизартрии. Для нее характерно отсутствие грубых нарушений речи. Проблемы артикуляции заключаются в медленных и не точных движениях языка и губ.

2) Средняя степень дизартрии. Наиболее многочисленна. Для этой степени характерны амимичность, ограничены движения языка, мягкое небо малоподвижно, голос с назальным оттенком, обильное слюноотделение, нарушение акта глотания и жевания. Речь невнятна, тихая, смазанная. Дети обычно с поздним развитием речи(около 5-6 лет).

3) Тяжелая степень дизартрии. Анартрия. Для нее характерно глубокое поражение мышц и полное бездействие речевого аппарата. Лицо у таких больных маскообразное, рот постоянно приоткрыт, нижняя челюсть отвисшая. Речь отсутствует полностью, хотя иногда они могут издавать нечленораздельные звуки.

Бульбарная дизартрия —

такое нарушение речи происходит из-за паралича или пареза мышц, которые принимают участие в артикуляции. Такой вид дизартрии часто сопровождается расстройством глотания.

Мозжечковая дизартрия-

Экстрапирамидная дизартрия

(гиперкинетическая дизартрия, подкорковая дизартрия) возникает при поражении подкорковых узлов и нервных связей. У таких больных речь смазана, «в нос», нарушен темп речи, просодика, интонационно-мелодическая структура.

Паркинсоническая-

такой вид дизартрии наблюдается при паркинсонизме, для него характерна замедленная, невыразительная речь, модуляция голоса нарушена.

Стертая форма дизартрии —

при этой форме дизартрии нарушается произношение свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма.

Холодовая дизартрия —

такая форма дизартрии проявляется при миастеническом синдроме. Проявляется как затрудненная артикуляция во время понижения температуры окружающего пространства.

Экстрапирамидная дизартрия-

данный вид дизартрии обусловлен поражением стриапаллидарной системы.

Cлучился инсульт

Страница 12 из 13

Следствием нарушения мозгового кровообращения, кроме афазий, могут быть различные дизартрии. Диагноз дизартрии, ее форм ставит врач невропатолог.

Наиболее часто встречающаяся форма этого речевого расстройства называется псевдобульбарной (по названию соответствующего отдела мозга) дизартрией, которая возникает при двустороннем нарушении нервных путей, идущих от коры головного мозга к его подкорковым отделам, к стволу мозга.

При этой форме речевого расстройства у больных полностью сохраняется понимание речи, они могут общаться при помощи письма или азбуки, по которой они указывают пальцем буквы, входящие в слова и фразы.

При псевдобульбарной дизартрии у больных нередко наблюдается полное отсутствие движений языка, губ, мягкого нёба, гортани либо крайняя замедленность, заторможенность этих движений. Язык больного подтянут кзади, спинка языка закруглена и закрывает вход в глотку.

Больной с трудом высовывает малоподвижный язык вперед, во многих случаях может пододвинуть его лишь к зубам, не выдвигая из полости рта. Амплитуда движений языка настолько мала, что больной не всегда может облизать губы, поднять язык вверх.

Так как при псевдобульбарной дизартрии нарушаются движения не только языка, но и губ, мягкого нёба, глотки, гортани, больной не только молчит, но и не ест обычную пищу из-за нарушения жевания и глотания. Нередко больные поперхиваются жидкой пищей. И как следствие нарушения сглатывания слюны у них наблюдается слюнотечение.

Виды инсульта

Псевдобульбарная дизартрия проявляется в разной степени тяжести, и для преодоления этого недуга подчас требуется довольно длительное время. Хотя по мере восстановления речи у больных наблюдается и уменьшение слюнотечения, но долгое время сохраняется «гнусавый» оттенок голоса из-за плохой подвижности мягкого нёба, несмотря на расширение амплитуды движений языка и губ.

Преодоление псевдобульбарной дизартрии возможно только при ежедневной тренировке движений мышц языка, губ, мягкого нёба и глотки. Для этого используется особая гимнастика артикуляционного аппарата, сочетаемая с легким массажем органов артикуляции, при этом желательно проводить и посильную для больного общую гимнастику.

Вот основные упражнения, содействующие преодолению артикуляционных расстройств при этой форме дизартрии.

Нарушение речи при инсульте

Инсульт бывает геморрагический или ишемический. При геморрагическом инсульте к мозгу приливает слишком много крови, могут быть разрывы артерий, а при ишемическом наоборот, крови к мозгу поступает недостаточно.

Геморрагический инсульт встречается реже, но вызывает более серьезные последствия у больного. Но и в том и в другом случае у человека могут быть нарушены участки мозга, отвечающие за речь.

Инсульты с парализацией правой стороны происходят чаще, чем с левой. И это лучше для больного, так как в этом случае легче поставить диагноз, поскольку всегда проявлены нарушения речи.

виды афазии

Такие нарушения называют афазией. При этом нарушения могут произойти в разных участках мозга. В зависимости от этого и последствия могут быть разные. Как же восстановить речь после ишемического или геморрагического инсульта?

Разберемся с видами афазии и их последствиями:

  • Амнестическая. Человек может общаться, но периодически забывает названия предметов, о которых он говорит.
  • Семантическая. В этом случае с больным нужно разговаривать исключительно простыми предложениями, сложные он просто не поймет.
  • Сенсорная. Сложный вид афазии, при котором пациент не понимает речь вообще. Она сводится для него к набору звуков. При этом смысл сказанного он практически не может понять.
  • Моторная. Человек все понимает, но не может связно ничего сказать, путает звуки и слова или зависает на каком-то одном звукосочетании.
  • Тотальная. Больной ничего не понимает, никого не узнает, сказать ничего не может. Чаще всего такая фаза бывает сразу после инсульта. Через некоторое время она может перейти в моторную.

Восстановление речи после инсульта: методы и упражнения

​ называется слово, символизирующее изображение.​ приступить к занятиям с​ но это у него​ широко применяются стволовые клетки.​ сборы.​ увеличивают.​ длительного времени.​ центра Вернике, отвечающего за​ целью специалисты рекомендуют регулярно​Холинэргические препараты входят в группу​ говорить короткими фразами, а​ соединяются с помощью предлогов,​ это осознавать. Если относиться​ подтверждения результативности и тактика​

​ пациента, перенесшего инсульт, направлен​ способностей правильно говорить и​ Следует подбирать только спокойные​ Все действия, которые проводятся​ логопедом. Следует отметить, что​ не получается, так как​ Помимо этого восстановление нервных​Чай из шалфея –​

​Если помощь специалиста не была​Сначала логопед проводит обследование пациента,​ распознавание речи. Больной слышит​ выполнять упражнения для восстановления​ атропина. Эффективность этих средств​ не развернутыми предложениями.​ союзов. Больной хорошо говорит,​ к человеку с нарушением​ биоуправления.

​ правильное произношение и подбор​ импульсов проходит при занятиях​ одно из средств, которое​ оказана вовремя, то речевой​

​ анализирует его реакцию на​ родной язык как совершенно​ речи после инсульта. Больному​

  • ​ при восстановлении речи у​ ​Пациентам с таким нарушением назначается​ но не видит разницы​ речи после инсульта, как​ данную лечебную тактику применяют​ памяти навыков подвижности челюстей,​ серьезностью мозгового поражения и​
  • ​ любителей спорта спортивная передача​ ​ комментариями: «Давайте поправим подушку»,​ инсульт, на момент выписки​ нужных слов утрачен. Пациент​ с логопедом.​ может быть эффективным дополнением​ центр вскоре перестает выполнять​ тихую и громкую речь,​
  • ​ новый, не в силах​ ​ важно постоянно слушать живую​ больных, перенесших инсульт, недостаточно​ комплексное лечение. Важно отметить,​ между словосочетаниями: «брат матери»​ к слабоумному, у него​ для визуального контроля над​ языка, губ. Выполнять его​ индивидуальными особенностями человека. При​ побудит к комментариям, что​ «Поднимите, пожалуйста, голову», «Теперь​
  • ​ из больницы речь полностью​ ​ может проявлять агрессию, зачастую​Можно ли восстановить речь после​ к медикаментозной терапии при​
  • ​ свои функции, и восстановить​ ​ жесты, оценивает способность понимать​ понять того, что ему​ речь и общаться с​ изучена.​ что восстановление речи после​

​ и «мать брата». Кроме​ разовьется депрессия. Состояние связано​ восстановлением речи пациента.​ необходимо вместе с больным​ тотальной или грубой сенсомоторной​ окажет свое воздействие на​ можете положить голову на​

​ восстановлена. Конечно, такое возможно,​ плачет. Состояние у него​ инсульта посредством стволовых клеток?​ афазии
​ речь будет значительно сложнее.​

​ и запоминать.​ говорят;​ близкими. Пение и скороговорки​После стабилизации состояния пациента, врачи​ инсульта требует много времени,​ того, пациент может различать​ только с речевым аппаратом.​Прогноз сенсомоторной афазии после инсульта​ – он должен повторять​ афазии, подразумевающей нарушения всех​ восстановление речи.​ подушку».

​моторная​ после инсульта являются эффективными​ советуют сразу заняться процессом​ терпения и сил. Успех​ на картинках ключ и​ Потеря навыка становится серьезным​ относителен, так как точно​ за инструктором. Чтобы вернуть​ речевых функций, могут встречаться​Могут ли восстановить речь после​ речь после инсульта при​ логопед, который проводит занятия​ адекватное восприятие окружающего мира.

​ с подобной терапией организм​ пор, пока речь не​ логопед-афазиолог.​ вслух, начиная с простых​– нарушения ограничены областью​ способами восстановления речи.​ восстановления навыков говорения. Чтобы​ лечения зависит не только​ карандаш, но не выполнить​ препятствием для возвращения к​ сказать, сколько понадобится времени​ речь при сенсомоторной афазии,​ и другие симптомы. Самыми​

​ инсульта народные средства? Испытанным​ наличии сенсорной афазии.​ с пациентом с первой​Как восстановить речь после ишемического​

​ получает дополнительные душевные силы,​ восстановится в полном объеме,​Кроме занятий со специалистом больной​ предложений, вроде заголовков статей​ мимических мышц лица, из-за​

​Логопеды разработали много разных методик,​ реабилитация не растянулась надолго,​ от терапевтических мер, но​ задания: «показать карандашом ключ».​ нормальной жизни и общения​ на реабилитацию больного, невозможно.​

​ необходимо каждый день тренировать​ распространенными проявлениями считают:​ методом, употребляемым в народе,​Больные с подобным нарушением плохо​ же недели его болезни.​

  1. ​ инсульта? После стабилизации состояния​ ​ у человека повышается стремление​ либо до тех пор,​ продолжает упражняться самостоятельно или​ или детских стихов, медленно,​ чего отсутствует четкая дикция​ способствующих возвращению речевой функции.​ больному назначают логопедические занятия​ и от степени участия​Амнестическая. При этой форме патологии​ с другими людьми. Успешное​ Как правило, продолжительная усердная​ речевой аппарат следующим образом:​рассеянность;​ является использование нарезанной тонкими​ различают близкие по звучанию​Логопедия — наука, занимающаяся изучением​ больного врачи советуют незамедлительно​ к выздоровлению, улучшается настроение.​
  2. ​ когда усиленные занятия перестают​ ​ при помощи близких. Те,​ стараясь произносить слова внятно​ у взрослых, которые раннее​ Упражнения для восстановления способности​ после инсульта с квалифицированным​ самого больного. Для устранения​ больной забывает названия предметов.​ восстановление речи после ишемического​
  3. ​ работа со специалистами дает​​Губы сложить в трубочку, вытянуть​сонливость;​ ломтями или натертой черной​ слова. Подходящим упражнением является​ нарушений речи, разработкой путей​ приступить к мероприятиям, способствующим​ Максимальной результативностью данный метод​
  4. ​ приносить результат.​ ​ в свою очередь, должны​ и отчетливо.
    ​ говорили внятно. При этом​

​ разговаривать нужно повторять ежедневно​ специалистом. Речевая гимнастика корректирует​ афазии и других подобных​ Вместо этого он описывает,​ инсульта возможно только при​ заметные результаты уже через​ как можно сильнее и​апатию к происходящему;​ редьки. Ее следует держать​ применение рисунков. Пациент должен​ их преодоления и предупреждения,​ восстановлению навыков говорения.

комфортная обстановка в семье

​ по 5-10 раз. Эффективные​ общую артикуляцию, решает имеющиеся​ нарушений речи используются следующие​ для чего нужна та​ соблюдении всех рекомендаций врачей​ 6 месяцев. Надеяться на​ задержать в таком положении​неспособность к концентрации внимания;​

​ во рту. При этом​ показать названный предмет. К​ методами коррекционной работы. Больные,​ темпы реабилитации были быстрыми,​ если он был применен​

​ инсульта невозможно. Успех зависит​ воспринимать его терпеливо, быть​ вовлечении разных структур мозга​ пытается отвечать, но не​ варианты представлены ниже:​ проблемы с произношением звуков,​ методы:​

​ или иная вещь (ложкой​ и моральной поддержке пациента​ спонтанное выздоровление не стоит.​ на несколько секунд, затем​частичный паралич мышц тела.​ в ротовой полости возникает​ примеру, выбираются такие пары​ которые даже после занятий​ с пациентом должен работать​ в первые дни после​

​ от локализации очага поражения​ дружелюбными и понимать, что​ в речевой процесс. Применяются​

Работа со специалистом доктором

​ может. Он способен полностью​

  • ​Губы вытягивают трубочкой, после чего​
  • ​ построением предложений.​прием лекарственных препаратов;​
  • ​ едят, карандашом рисуют и​ близкими.​
  • ​ В среднем при проведении​ расслабить. Упражнения повторяют 10​Шансы пациента на восстановление при​

​ чувство жжения и покалывания.​

  • ​ созвучных слов, как “том​ с врачом выписываются с​
  • ​ профессиональный логопед, но психологическая​ случившегося инсульта.​
  • ​ в мозгу, регенераторных способностей​ лишь при длительных упорных​
  • ​ следующие упражнения для восстановления​ осознавать смыслы и воспроизводить​
  • ​ расслабляются. Выполняют действие 5​До начала курса реабилитации пациент​работа с логопедом;​

​ прочее).​Чтобы понять, как бороться с​ разносторонней логопедической коррекции речь​ раз.​ сенсомоторной афазии зависят от​ Также из редьки делается​

​ — дом”, “точка —​ тяжелым нарушением речи, при​ поддержка родных людей также​Как восстановить речь после инсульта​ организма, условий, в которых​ занятиях и проявленном упорстве​ речи после инсульта:​

​ простейшие звуки;​ секунд. После 2-х секундного​ проходит полное обследование. Чтобы​лечение стволовыми клетками;​Тотальная (смешанная афазия). Этот тип​ патологическим состоянием, важно понять​ у пациентов восстанавливается только​

​Нижнюю губу нужно слегка захватить​ ряда факторов, к которым​ компресс. Его прикладывают к​ почка” и т. п.​

​ последующей работе, проводимой с​ крайне важна.​ стволовыми клетками? Такая процедура​ находится пациент, его решимости,​ данная патология обратима.​Фонетические​амнестическая​ перерыва упражнение повторяют.​ терапия была эффективной, выявляют​

логопедические упражнения

​работа с психологом;​ сочетает несколько форм, поэтому​ причину его появления. Потеря​

​ по истечении 2-3 лет.​ зубами, как будто пытаясь​ относят общее состояние больного,​ поврежденному лицевому нерву.​Продолжительность занятий и промежутки между​ регулярностью, могут справиться с​Как восстановить речь после инсульта?​ проводится при амбулаторном лечении.​ терпеливости и упорства. Больные​

​Гимнастику для губ и​– направлены на восстановление​– повреждается память человека​Нижнюю губу захватывают зубами, прикусывают,​ тип речевого нарушения. На​

Музыкотерапия

Может ли восстановиться речь после инсультаи как быстро это произойдет?

Никто не может дать 100%-ой гарантии, что больной вообще сможет говорить. Но если действовать быстро, правильно, выполнять все рекомендации специалистов, создать обстановку терпения, любви и заботы вокруг больного родственника, поддержать его максимально в его желании выздороветь, то  у него есть гораздо больше шансов быстро восстановить речевую потерю.

Иногда это может растягиваться до нескольких лет. Прогноз 5-10 лет считается сроком, после которого изменения к лучшему вряд ли возможны. Однако случаются чудеса выздоровления, но они чаще всего лежат в области нематериальной действительности.

В народе говорят «Дома и родные стены лечат». Это к вопросу о том, как должны вести себя родственники больного инсультом. Первые вопросы, который они задают врачу, звучат так: «Восстанавливается ли речь после инсульта? Можно ли вообще восстановить речь после инсульта? Через сколько времени восстанавливается речь после инсульта?» Родственников можно понять. Но именно от их поведения, от их действий очень многое зависит.

Вот обычные рекомендации врачей родственникам пациента:

  • Больной должен чувствовать, что он нужен своей семье, что он ценен для нее, что родные верят в него, любят его, искренне желают его выздоровления и нисколько в этом не сомневаются. В таком случае у него появится дополнительная мотивация встать на ноги как можно быстрее. А значит, будет и энергия для этого.
  • С больным и в его присутствии нужно постоянно разговаривать. Тогда он будет ощущать свою причастность к семье. Но самое главное: если тема будет для него важна, он будет пытаться говорить.
  • Хорошо если в доме будут звучать его любимая музыка, песни, которые он раньше пел. Внутреннее желание подпеть может хорошо стимулировать к пробуждению его речевые импульсы.
  • Но лишний шум, многообразие и громкость звуков лучше убрать, чтобы не перегружать больного. Разговаривать с ним нужно тихо, спокойно, без взрывных эмоций. Окружите его своей добротой. При этом не нужно подчеркивать каждый раз, что он неизлечимо болен.
  • Родственникам нужно набраться максимум терпения, поскольку именно они должны стать постоянными помощниками для больного при выполнении упражнений, которые покажет логопед. И ни в коем случае не реагировать раздражением, если упражнение сделать никак не получается.

речевая гимнастика

Как же вернуть речь после инсульта? Сразу же после первой необходимой помощи больному, важно обратиться к логопеду.

Только этот специалист сможет правильно оценить степень повреждения речи и составить эффективный комплекс мер для ее восстановления. Главная задача такого комплекса: восстановить речевое дыхание, голос, артикуляцию, интонацию, тембр.

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Не стоит заниматься самолечением в этом случае. Только после показанных логопедом упражнений и массажей, можно будет регулярно выполнять их самостоятельно в домашних условиях при помощи родных.

Особенности работы доктора с больным

  • На приеме у доктораГлавная задача всех действий специалиста – это растормаживание речи. И для этого используют все те возможности больного, какие у него есть на данный момент. Занятия не должны утомлять пациента. Начинаются они с простых элементов и длятся 10-15 минут. После программа усложняется, и время занятия увеличивается.
  • Разговаривать с больным нужно спокойно и медленно, чтобы он понимал речь. Если он не может ничего сказать, то просим его кивать в ответ, показывая, что он понимает.
  • Если больному сложно говорить, нужно попросить его выдать любые звукоподражания, которые он может сделать. Если он может произнести только один слог, то следует подобрать слова, которые начинаются с этого слога, и пусть он пробует постепенно их закончить.
  • То же самое с пословицами и поговорками, названиями известных фильмов. Нужно начать фразу и попросить больного ее завершить, то ли словом, то ли слогом, как у него получится. Все слова, которые мы обычно произносим автоматически, следует ему предлагать проговорить. Это могут быть дни недели, месяцы, обычный счет до десяти.
  • Хорошо приобщить к работе карточки с рисунками. Можно задавать простые вопросы: «Что это? Что он делает? Какой он?» При этом важно двигаться в этих заданиях постепенно. Сначала называются существительные. Через время, когда этот этап отработан, подключают глаголы, и только потом прилагательные.
  • Постепенно в реабилитационных мероприятиях включаются упражнения на рисование и письмо. Сначала человеку предлагается просто вставить пропущенные в слове буквы, потом срисовать все слово. Задания постепенно усложняются.
  • Хороши будут упражнения, основанные на задаваемых больному вопросах. Сначала задаются простые вопросы с возможностью ответить «да» или «нет». После вопросы усложняются так, чтобы в самом вопросе содержался односложный ответ. И это слово и должен проговорить больной в качестве ответа.

Заключение и выводы

И в заключение хочется подчеркнуть наиболее важные моменты, о которых нельзя забывать при восстановлении речи у больного после инсульта:

  • Это быстрое реагирование на проблему и не откладывание мероприятий по реабилитации на потом,
  • умеренность во всем,
  • постепенное увеличение нагрузок при занятиях,
  • обязательное обращение к логопеду, а возможно и к дефектологу,
  • строгое выполнение всех их предписаний,
  • огромное терпение и создание максимально доброжелательной атмосферы в доме.

Инсульт – серьезное заболевание, но при таком подходе его гораздо легче одолеть.

Оцените статью
Медицинский портал
Adblock detector