Логопед после инсульта на дом ⋆ Лечение Сердца

Геморрой

Может ли восстановиться речь после инсульта и как быстро это произойдёт?

Большинство пациентов, переживших инсульт, вместе с ограничениями движения сталкиваются с нарушениями речи. Тем, чьи потери клеток мозга были особенно серьёзными, приходится буквально учиться говорить после инсульта заново. Восстановление речевой функции в полном объёме возможно.

Современные методы терапии позволяют добиться успеха для большинства обратившихся, но если ничего не предпринимать, речь не вернётся малыми усилиями, как это иногда бывает с двигательными функциями.

Восстановление речевых функций всегда происходит дольше, чем устранение остальных, более осязаемых последствий инсульта. Это связано с тем, что болезнью поражается орган, полностью ответственный за речь — головной мозг. Процесс восстановления может занять от нескольких месяцев до года — здесь имеет значение возраст пациента и тип инсульта.

Почему следует обратиться к исполнителю YouDo?

Профессионал, зарегистрированный на Юду, окажет логопедическую помощь после инсульта, лечения нейроинфекции, опухоли головного мозга и других заболеваний. Наши исполнители подходят к каждому заказчику индивидуально, их отличают следующие преимущества:

  • исправление любых нарушений речи в большинстве случаев
  • приемлемые цены
  • лечебный курс в удобное для заказчика время

Нейрореабилитолог, зарегистрированный на YouDo, быстро выявит все причины проблем и устранит их, используя всемирно признанные методики. Вы сможете в удобном для вас месте работать с логопедом-афазиологом в Москве – на дому, в клинике, в офисе.

На стоимость курса исправления речевых дефектов влияет возраст пациента. Также цена варьируется в зависимости от количества занятий, их продолжительности и от других факторов:

  • места проведения курса занятий (в Москве или за чертой города)
  • сложности проблемы (небольшие отклонения или послеоперационная адаптация)
  • квалификации логопеда-афазиолога

Первое занятие исполнители YouDo зачастую проводят бесплатно. Восстановление речевых функций профессионал, зарегистрированный на Юду, осуществит в оптимальные сроки. Перед тем как заказать логопедические занятия, вы можете ознакомиться с отзывами предыдущих заказчиков на сайте YouDo в профилях исполнителей.

Что делать, если при инсульте происходит потеря речи?

Это печальный, но, к сожалению, нормальный для такой тяжёлой болезни тип последствий. Родственникам и другим близким остаётся только предоставить больному необходимый уход и начинать процесс реабилитации. В некоторых случаях даже может понадобится логопед после инсульта — настолько человек теряет свои прежние навыки.

Основные методы лечения:

  • медикаментозный;
  • физиотерапевтический;
  • психологический.

Для наиболее эффективного лечения желательно обеспечить больному все методы — это касается как домашней реабилитации, так и нахождения в стационаре.

Как происходит восстановление?

После инсульта, когда больной выжил и находится на реабилитации, очень важно определить, каким именно расстройством речи он страдает. От этого будет зависеть курс лечения, а также врачи и родственники смогут понять, насколько сильно повреждён головной мозг.

Существует три типа речевых расстройств и от каждого эффект будет разным, потому что поражаются разные участки мозга. Борясь с неверным типом расстройства, врачи могут потерять драгоценное время, что значительно усложнит восстановление речи пациента после ишемического инсульта.

Речевые расстройства как последствия инсульта бывают очень разными — их тип определяет множество факторов, как внутренних, так и внешних. Методы лечения каждого из них похожи, но всё же отличаются, потому в первое же время после инсульта пациенту требуется качественная, подробная диагностика.

Афазия

Наиболее распространённая форма частичной или полной потери способности говорить при инсульте. Существует в трёх формах — моторной, сенсорной и семантической.

При первой основная проблема пациента заключается в том, что он физически не может выговорить слова и тем более изъясняться предложениями, хотя прекрасно понимает речь людей вокруг. Также больной справляется с произношением отдельных звуков, что даёт ему возможность привлекать к себе внимание.

При второй форме функции восприятия звуковой информации сохраняются, как и способность говорить, но пациент не в состоянии вспомнить, например, порядок звуков в слове, коверкая его, а также названия, назначения предметов и явлений. Функции слуха при этом полностью сохранены.

При третьей форме пациент не испытывает проблем ни с чем, кроме понимания смысла того, что он слышит в чужой речи. Также при семантической афазии наблюдается временный лексический регресс — больной может не понимать сложные словосочетания, пространные и абстрактные речевые образы, сравнения.

Дизартрия

Логопед после инсульта на дом ⋆ Лечение Сердца

При этом расстройстве больной может сохранить понимание речи и теоретическую способность к разговору, но не в состоянии произносить слова или даже звуки (в зависимости от тяжести), так как инсульт поражает мышцы и органы, физически отвечающие за речь.

Это язык, губы, вся дыхательная мускулатура, мягкое нёбо, гортань и, что самое важное, голосовые связки. Всё это временно атрофируется (всё перечисленное или с некоторыми исключениями) и делает речь в привычном её понимании невозможной. При дизартрии больной ещё может выражать эмоции с помощью мимических мышц и издавать базовые звуки, если болезнь задела в основном внешний речевой аппарат.

Диспраксия

По симптомам нарушение схоже с дизартрией — его причина тоже кроется во временной недееспособности мышц речевого аппарата. Различие в том, что мышцы способны работать, так как не парализованы — трудности с речью возникают из-за того, что сигналы от мозга не доходят до органов речи либо доходят неправильно.

В результате человек с диспраксией либо не сможет говорить связно и членораздельно, либо временно утратит речь полностью.

Так как счёт в борьбе с заболеванием идёт на дни и часы, без чёткого плана действий, основанном на проверенных методах и личных особенностях больного, хорошего лечения не получится. Сразу после острой фазы инсульта — это первые несколько недель или первый месяц жизни больного после удара, которые тот должен провести на стационаре под постоянным наблюдением врачей, должна быть начата работа по восстановлению.

Как восстановить речь больного после инсульта в домашних условиях (с помощью специалистов на дому) по периодам:

  1. Первые три месяца — повышенное внимание к пациенту, условия должны быть максимально приближены к стационарным. Нужно приложить все усилия, чтобы выяснить реальные границы возможностей пациента в таком состоянии. Проблески прежних способностей (отдельные слова, звуки, правильная артикуляция) отмечать и разрабатывать, повторяя.
  2. Следующие три месяца до полугода. После завершения первого полугодия с болезнью врачи и профессионалы по восстановительному процессу почти точно могут спрогнозировать шансы больного на возвращение к прежней жизни. В терапии должны присутствовать гимнастика, логопедические занятия.Логопед после инсульта на дом ⋆ Лечение Сердца
  3. Поздний восстановительный период (от полугода до года). Примерно в этом периоде пациенты начинают понемногу возвращать свои речевые навыки, если работа с ними была проведена правильно. Логопед и родственники могут усложнять занятия и работать с больным активнее, не боясь нанести вред.
  4. Отдалённый восстановительный период. К сожалению, если в течение первого года не получилось достичь значимых результатов, надежды на полное восстановление или возвращение большей части функций остаётся мало. Если же пациент показывает отличный результат, но всё ещё испытывает затруднения, с ним нужно продолжать работу до тех пор, пока больной не достигнет своего нового предела когнитивных способностей. В самых позитивных случаях от логопеда можно отказаться, в обязательном порядке проводя занятия и гимнастику дома.

Общие правила и мероприятия

Заверениями о том, что лечение инсульта — профессиональное и интенсивное, важно начать как можно раньше, никого не удивить, это очевидно для всех. Тем не менее, родственники пациентов из халатности или неведения упускают бесценное время на раннюю реабилитацию, которое повышает шанс больного не только выжить, но и полностью восстановиться после инсульта, в среднем в два раза.

Что важно понимать родственникам и самому больному, если тот в ясном сознании:

  • участие пациента в процессе лечения строго обязательно — даже самые дорогие методы и специалисты не помогут, если сам больной не будет напрягаться, пытаясь вернуть утраченные функции;
  • чёткая и грамотная диагностика — едва ли не половина успеха;
  • начинать восстановление нужно сразу же после окончания острой фазы;
  • не стоит тратить время на «народные» методы лечения — отвары и заговоры не помогут при устранении последствий кровоизлияния в мозг;
  • программа восстановления очень важна — прежде чем согласиться на помощь специалистов, внимательно ознакомьтесь с их комплексом мероприятий.

Больному понадобятся комфортные условия для как можно лёгкого и быстрого возвращения в норму: обязателен логопед-профессионал после инсульта на дом, правильная питательная диета, необходимый санитарно-гигиенический уход и регулярные проверки любых подвижек в состоянии — как в лучшую, так и в худшую сторону.

Помощь логопеда после инсульта

Логопедическая помощь. Учимся говорить

Участники: пациент—логопед—ассистент (родственники).

Острое нарушение мозгового кровообращения, или инсульт, является одним из самих тяжелых заболеваний, поскольку часто приводит больных к глубокой инвалидиза-ции: расстройству двигательных и речевых функций. Эти расстройства могут быть разной степени выраженности: в двигательной сфере от легкого пареза до глубокой плегии; со стороны речи от легкой дизартрии до тотальной афазии. Выраженность речевых расстройств зависит от следующих факторов.

1. Размер очага поражения.

2. Причина нарушения мозгового кровообращения.

3. Состояние не пострадавших отделов головного мозга.

4. Общее соматическое состояние больного, а также заболевания, которые могут усугубить состояние больного или препятствовать его восстановлению.

Очень часто именно речевые нарушения являются первым сигналом развивающегося инсульта. Больному становится трудно говорить. Он либо не может так, как раньше, выговорить спокойно и просто слова, либо не может подобрать нужных для выражения своих мыслей слов. К сожалению, таким нарушениям далеко не всегда уделяется должное внимание.

Очень часто обращение к врачу происходит только тогда, когда больной вообще ничего не может сказать или его речь совсем неразборчива. А ведь именно фактор времени является решающим в процессе реабилитации после этого тяжелого заболевания. Чем раньше больному оказана медицинская помощь, чем раньше проведено грамотное терапевтическое или хирургическое лечение, тем больше шансов у больного выйти из этого заболевания с наименьшими осложнениями в виде гемипарезов и афазий.

Так же очень важно, когда с больным, у которого есть речевые нарушения, начаты восстановительные занятия. Если соматическое состояние больного позволяет начать с ним работу в первые же дни возникновения заболевания, то необходимо ее проводить. Пусть эти занятия вначале длятся не более 10—15 минут. Логопед поможет выявить степень речевых нарушений и правильно выстроить план реабилитационной работы с больным.

Если работа начинается с первых же дней или часов заболевания, то чаще всего удается достичь максимальных результатов в восстановлении речевых нарушений. Здесь важно проводить разъяснительную работу и с теми, кто ухаживает за больным. Во-первых, важно, чтобы они своим отношением или неправильным поведением не усугубляли и без того тяжелое положение больного.

Только глубокая вера самого больного и тех, кто его окружает, может помочь ему максимально восстановиться. Во-вторых, очень часто из самых лучших побуждений ухаживающие за больным люди пытаются помочь ему начать говорить, но делают это неграмотно и логопеду потом очень долго приходится исправлять ошибки.

Например, очень часто, когда больной совсем ничего не может сказать, родственники начинают его уговаривать повторять за ними разные слова: имена, названия предметов и т. д. Это ведет к образованию двух дефектов в восстановлении речи: во-первых, к эхолалии, когда больной все повторяет, но ничего самостоятельно сказать не может, во-вторых, к появлению в речи стойкой аграмматизии, поскольку все слова, которые его заставляют повторять, используются только в исходной форме, т. е. без склонения. Только грамотный логопедический подход в работе с больными афазией поможет избежать ненужных речевых осложнений.

Очень часто нарушение речи сопровождается нарушением чтения, письма, счета, ориентировки во времени, нарушением координации, нарушением слухового и зрительного восприятия. У больного не нарушается слух как таковой. Он слышит так же, как и раньше, но он теряет смысл того, что он слышит. Происходит отчуждение смысла слова, и он не понимает, что ему говорят.

Логопед-афазиолог

И в этом случае требуется грамотный логопедический подход к больному. Логопед с помощью правильно выстроенных, грамотно составленных занятий поможет больному снова правильно «слышать» и воспринимать смысловую нагрузку речи настолько, насколько будут позволять возможности больного, т. е. степень его дефекта.

Длительность восстановительных занятий зависит от степени выраженности дефекта, от общего соматического состояния больного, от того, как настроен сам больной на свою реабилитацию. Эти занятия могут продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. Начинаются занятия в стационаре, куда попадает больной.

Там логопед чаще всего занимается растормаживанием угнетенных речевых функций, выявляет степень сохранности восприятия и, в какой бы степени оно ни было нарушено, начинает работать над его восстановлением. Это является одним из самых важных этапов в процессе реабилитации больного. От того, насколько логопед стационара сумеет наладить контакт с больным, насколько сумеет вселить в него надежду на восстановление, во многом зависит дальнейшее поведение больного, его стремление к восстановлению.

Однако пребывание больного в стационаре часто бывает непродолжительным и больничный логопед успевает только немного «растормозить» в какой-то степени речевые функции, но заниматься другими нарушениями: чтения, письма, счета — он просто не успевает, и поэтому вся дальнейшая работа ложится на поликлинического логопеда, а также на логопедов реабилитационных центров.

1. При любой форме нарушения речи с больным надо начинать заниматься как можно раньше.

2. Работу с больным надо начинать с преодоления расстройств понимания обращенной к нему речи, а если эта сторона сохранена, то с восстановления смысловой структуры речи, нарушение которой имеется практически при всех видах афазии.

3. Работу с больным следует проводить над всеми сторонами речи, учитывая специфику нарушения каждой речевой функции при разных формах афазии.

Логопед после инсульта

4. Не всегда работу с больным надо начинать с. прямых попыток преодоления ведущего дефекта. Часто бывает нужна предварительная неречевая работа с больным; следует прибегнуть к использованию обходных путей в решений задач преодоления расстройства.

5. Необходимо включить в восстановительный процесс чтение и письмо или работу над их восстановлением, если они так же грубо нарушены, как и речь.

6. Следует подключить к восстановительной работе всех, кто окружает больного: родственников, знакомых, соседей, медперсонал, предварительно их проинструктировав.

Надо помнить, что при восстановительной работе над афазией необходима комплексная работа над речью в целом, поскольку при данном дефекте в той или иной степени нарушаются все речевые функции, потому и работа должна проводиться над всеми сторонами речи больного, независимо от того, какая форма афазии является ведущей.

Классификаций афазий несколько. В России принята классификация А. Р. Лурия. Она предусматривает следующие формы афазии: моторно-эфферентная, афферентная, динамическая, сенсорно-акустико-гностическая, акустико-мнестическая и семантическая. Эта классификация очень условная, поскольку в чистом виде той или иной афазии не бывает.

Диагноз выставляется по ведущему компоненту, но чаще всего афазии бывают смешанные. В ходе лечения и занятий с логопедом, в процессе реабилитации афазии часто трансформируются, переходя из одной формы в другую. Так, например, тяжелая комплексная моторная афазия в начале заболевания может перейти в легкую форму динамической, а комплексная сенсорная афазия — в легкую форму семантической или амне-стической афазии.

Логопеды работают не с афазией, а с больным. Нельзя одинаково заниматься с разными больными, если у них приблизительно одинаковые виды расстройства речи. При работе с больным психотерапевтический подход к каждому пациенту имеет первостепенное значение. Правильный подход, установление с больным хорошего рабочего контакта являются основным залогом в дальнейшем процессе восстановления.

Те виды работ, которые предлагаются больному, особенно в период растормаживания, например пение хорошо знакомых песен, далеко не всеми больными воспринимаются однозначно. И если один больной с удовольствием что-то делает, то у другого этот вид работы вызывает крайне негативную реакцию, и если логопед будет продолжать навязывать ему данный прием, то он рискует потерять контакт с больным и дальнейшая их совместная восстановительная работа будет невозможна.

Если картинки совсем детские, т. е. рассчитаны на работу с маленькими детьми, то у некоторых больных они могут вызвать даже агрессивную реакцию, и работа логопеда с больным не будет иметь положительного результата.

Очень часто, особенно в больнице, логопед работает с больным в присутствии родных и близких людей. Этого делать не следует. Часто больные стесняются своего дефекта и не хотят, чтобы именно самые близкие люди видели их несостоятельность. Занятия с больным следует проводить индивидуально. А если для работы необходимо участие близких, то им следует отдельно объяснить правила и порядок работы.

Вообще психотерапевтическую работу надо проводить не только с больными, но и с их близкими. Во-первых, больному и его близким в доступной форме, избегая сложных научных терминов, следует объяснить, как правильно и разумно действовать в данной ситуации. Во-вторых, необходимо выявить основную причину возникновения заболевания.

Надо учитывать, что инсульт имеет тенденцию к повторению, особенно если больные неправильно себя ведут после случившегося с ними инсульта. Чаще всего причинами этого заболевания являются: церебральный атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, различные врожденные дефекты сосудов головного мозга, заболевания крови.

Если причина этого заболевания выявлена, то больной должен делать все, чтобы избежать повторения инсульта. Надо помнить, что каждый последующий инсульт бывает тяжелее первого и последствия после него более тяжелые и более стойкие, поскольку компенсаторные возможности самого организма значительно снижаются.

Если причины возникновения заболевания могут быть разными, то в профилактике этого заболевания много общего. Основные два параметра — это питание и режим. Больной должен иметь полноценный сон и возможность при ухудшении соматического состояния снизить физические и психологические нагрузки. Следует постоянно проводить профилактическое лечение, которое способствует улучшению мозгового кровообращения.

Что касается питания, то оно должно быть самым скромным. Инсульты происходят, как правило, после 40 лет, и в этом возрасте абсолютно не подходит то питание, которое было приемлемо в молодости. Не требуется такое количество белков, жиров и углеводов, которое необходимо молодому организму. Об этом нужно помнить и перестроить свое питание.

Виктория Ярославовна - репетитор по английскому языку и коррекции речи

В рационе не должно быть наваристых мясных бульонов, жареных мясных блюд, избытка животных жиров, копченых продуктов и большого количества сладких продуктов. Употребление пищи должно быть умеренным. В основной рацион следует включать овощи и фрукты, нежирные кисломолочные продукты, вегетарианские супы, отварные или паровые вторые блюда, каши.

Логопедические упражнения в домашних условиях

Логопеды, вопреки предубеждению, работают не только с маленькими детьми с неразвитой речью — также в список их профессиональных обязанностей входит помощь взрослым, которые потеряли речевые навыки после инсульта или другой тяжёлой травмы, повлиявшей на ЦНС.

Для восстановительных процессов после инсульта есть свой комплекс упражнений — уже после 3-5 занятий с профессиональным логопедом родственники и другие ухаживающие лица смогут повторить их и заниматься с пациентом самостоятельно.

Дыхательная гимнастика невероятно важна в процессе восстановления после инсульта, так как процессы дыхания и речи неразрывно связаны. Чем раньше больной сможет контролировать свои дыхательные процессы — например, надувать простые шарики, самостоятельно управлять потоком воздуха губами и т.д., тем быстрее вернутся и речевые функции.

При дыхании задействовано множество мышц лица, отвечающих и за речь тоже. В наиболее интенсивных тренировках нуждаются губы и язык.

Обыватель редко представляет, как много обычных и привычных вещей больному приходится заново учить после инсульта. В большинстве случаев мышцы, ответственные за физическую реализацию речи, полностью или частично атрофированы и пациенту приходится открывать заново простейшие движения языка по отношению к нёбу и учить положение губ для правильного воспроизведения звуков.

Попытки самостоятельных упражнений — это обязательный этап, но пока больной не в силах тренировать артикуляцию, логопед может ускорить процесс восстановления со стороны, проводя сеансы логопедического массажа. Воздействием на ключевые точки специалист ускоряет процесс, что позволяет терять меньше времени.

Дополнительные методы

Способов восстановить речь после инсульта, помимо основных и обязательных, существует ещё очень много — используют их обычно по мере наличия у родственников дополнительных средств.

Самые популярные дополнительные методы лечения:

  • музыкотерапия (аудиотерапия) — музыкальные сеансы для пациента, оказывающие благотворное воздействие на большинство отделов мозга;
  • лицевая рефлексотерапия — разновидность массажа лица восточного происхождения, при котором массажистом задеваются важные нервные пучки и мышечные точки на лице, что способствует улучшению артикуляции;Логопед после инсульта на дом ⋆ Лечение Сердца
  • лечение стволовыми клетками — крайне дорогой метод, подразумевающий вживление клеток на место уничтоженных кровоизлиянием;
  • массажи — любой лицевой массаж (иногда в сочетании со стандартным для восстановления уже двигательной функции) будет полезен больному, но только от профессионала или под его руководством;
  • иглорефлексотерапия — метод, который может подойти не всем, но в целом доказано, что иглоукалывание улучшает кровообращение, что поможет больному быстрее восстановит контроль над мышцами лица.

Ни один из приведённых выше методов не может повредить пациенту после инсульта — родственники могут использовать их в той мере, в которой посчитают нужным.

Применение народных средств

Альтернативная медицина лучше всего проявляет себя в массажах и прочих тактильных техниках, но отвары, лекарства, припарки и прочие «чудодейственные средства» — только трата драгоценных времени и денег. Родственникам и близким лучше сосредоточиться на качественной физиотерапевтической и медикаментозной помощи.

Человек, переживший инсульт, не обречён быть обузой для родных и страдать в недвижимом теле — можно сделать для него всё возможное, чтобы вернуть в русло прежней жизни хотя бы частично. Речь играет первостепенную роль в социализации человека, так что её потеря станет для больного большим ударом — важно сделать всё, чтобы не допустить такого исхода событий.

Оцените статью
Медицинский портал
Adblock detector