Формы аутизма у детей симптомы

Головные боли

Понятие аутизма

Аутизм – это особое расстройство психики, которое возникает, вероятнее всего, из-за нарушений в головном мозге и выражается в остром дефиците внимания и общения. Аутист ребенок социально плохо адаптируется, практически не идет на контакт.

Это заболевание связано с нарушениями в генах. В некоторых случаях такое состояние связано с одним геном или хромосомной мутацией. В любом случае ребенок появляется на свет с уже имеющейся патологией в психическом развитии.

О болезни

Аутизм может сочетаться с другими нарушениями или инвалидностью психической и физической природы (умственная отсталость, эпилепсия, сенсорные расстройства, генетические дефекты и т.д.). Существует до 70 диагнозов, способных комбинироваться с РАС. Часто болезнь ассоциируется с проблемным поведением различной интенсивности.

Некоторые люди с аутизмом имеют только незначительные проблемы (например, отсутствие толерантности к изменениям), в то время, как для других типично агрессивное поведение. Кроме того, с аутизмом часто связана гиперактивность, неспособность сосредоточиться, выраженная пассивность.

В прошлом веке описываемое заболевание было довольно редким. Однако уже сейчас страдает 1 ребенок среди 88 детей, в то время как 50 лет назад эта статистика была более позитивной – 1 на 10 тыс. детей. Надо заметить, что этому заболеванию больше подвержены мальчики, чем девочки. Большая часть исследований по поводу аутизма проводится в США.

Почему аутизмом страдает все больше детей, неизвестно. Врачи могут сказать лишь то, что, вероятно, болезнь вызывается не одним фактором, а совокупностью. Среди возможных причин возникновения разных форм аутизма – мутации в генах, поражения центральной нервной системы, проблемы с развитием мозга, гормональные сбои, вирусные инфекции, ртутные отравления, большое количество антибиотиков, химическая интоксикация.

Однако врачи не до конца выяснили, какие из перечисленных причин действительно приводят к болезни. Но ясен на 100 % тот факт, что к аутизму ведет наследственная предрасположенность. При этом во время беременности на развитие мозга ребенка может повлиять инфекция или сильный стресс, что в итоге приводит к формированию описываемого заболевания.

В чем причина расстройства?

Формы аутизма у детей симптомы

Причины этой болезни связаны с другими заболеваниями, утверждают психиатры.

Как правило, дети-аутисты имеют хорошее физическое здоровье, внешние недостатки у них тоже отсутствуют. Мозг у больных младенцев имеет нормальное строение.Ведя речь о том, как распознать детей-аутистов, многие отмечают, что такие малыши очень привлекательны внешне.

У матерей таких детей беременность протекает нормально. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:

  • ДЦП;
  • заражение краснухой матери в период беременности;
  • туберозный склероз;
  • нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ожирением).

Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Есть данные о том, что определенную роль отыгрывает генетическая расположенность: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.

Если рассматривать генетические аспекты данного заболевания, то они настолько сложные, что порой совсем не понятно, вызвано оно взаимодействием нескольких генов или это мутация в одном гене.

Все-таки ученые-генетики выделяют некоторые провоцирующие факторы, которые могут привести к тому, что на свет появляется аутист ребенок:

  1. Пожилой возраст отца.
  2. Страна, в которой родился малыш.
  3. Маленький вес при рождении.
  4. Недостаток кислорода во время родов.
  5. Недоношенность.
  6. Некоторые родители считают, что на развитие заболевания могут повлиять прививки, но этот факт не доказан. Возможно, просто совпадение сроков вакцинации и проявления заболевания.
  7. Считают, что мальчики чаще страдают от этого заболевания.
  8. Влияние веществ, которые вызывают врожденные патологии, которые часто связывают с аутизмом.
  9. Отягощающее воздействие могут оказывать: растворители, тяжелые металлы, фенолы, пестициды.
  10. Перенесенные во время беременности инфекционные заболевания также могут спровоцировать развитие аутизма.
  11. Курение, употребление наркотических средств, алкоголя, как во время беременности, так и до нее, что ведет к повреждению половых гамет.

Дети аутисты рождаются по разным причинам. И, как видно, их огромное множество. Предсказать рождение малыша с таким отклонением в психическом развитии практически невозможно. Тем более, есть вероятность, что предрасположенность к этому заболеванию может и не реализоваться. Только как гарантировать это со 100% уверенностью, никто не знает.

Болезнь развивается на фоне нарушения слаженной работы компонентов головного мозга. Избавиться от аутизма полностью не получится, но при хорошем лечении можно рассчитывать на устранение большинства симптомов. Однако это относится только к легкой форме болезни, а при более серьезном ее развитии добиться положительных изменений будет очень трудно.

Причины

Столкнуться с аутизмом может каждый. Заболевание считается врожденным, но способно развиваться в разном возрасте, чаще всего оно проявляется именно в первые годы жизни малыша или в дошкольный период. Младенец не обладает ярко выраженными признаками аутизма, но выявление проблемы вполне возможно. Не исключены даже случаи появления болезни у взрослых.

К основным причинам относят:

  • Генетические изменения на этапе формирования плода;
  • Поражения нервной системы, вирусы, бактерии или инфекции;
  • Сбои гормонального фона, нарушение обмена веществ;
  • Отравление лекарствами, ртутью.

Считается, что даже вакцинация от различных заболеваний может спровоцировать развитие аутизма у ребенка. Из-за этого многие мамы винят врачей и отказываются от прививок для своих малышей. Но куда важнее понимать, бывает ли приобретенный аутизм. В большинстве случаев он является врожденным, но проявлять себя начинает спустя некоторое время.

Классификация

Врачи классифицируют аутизм по нескольким критериям. Поэтому при постановке диагноза учитываются степени, которые так же называются стадиями, и виды заболевания. Они помогают максимально правильно подобрать способ лечения и описать симптомы пациента.

Степени характеризуют то, насколько сильно развита болезнь. Они могут переходить из одной в другую, что осложнит ситуацию. Всего их 4:

  1. Первая степень отличается полной отрешенностью ребенка от всего происходящего вокруг. Малыш не реагирует на нежность со стороны родителей, не испытывает дискомфорта от разных неудобств, не чувствует голода. Важной особенностью первой стадии болезни является негативное отношение к попыткам других людей взглянуть больному в глаза или прикоснуться.
  2. Вторая степень сопровождается негативным восприятием окружающего мира. Дети сужают круг общения, проявляют повышенную избирательность в выборе одежды, не приемлют вмешательства в их жизнь извне. Иногда они становятся агрессивными, что связано с влиянием внешней среды. Малыши с такой степенью могут часто повторять одни и те же слова.
  3. Третья степень относится к умеренным. Больной создает отдельный мирок, внутри которого есть только его интересы и самые близкие люди. Практически всегда его речь однообразна, он может постоянно повторять одну фразу, а также регулярно играть в избранную игру, не испытывая скуки. В некоторых случаях такие дети проявляют агрессию.
  4. Четвертая степень аутизма вызывает у больных немало трудностей, касающихся взаимодействия с окружающей средой. Дети с таким диагнозом очень ранимы, они стараются не общаться с людьми, избегают любых некомфортных ощущений. Некоторые при аутизме 4 степени ходят «на цыпочках». Такая форма считается легкой, но все равно сопровождается большим количеством проблем, которые вредят жизни, работоспособности и отношениям.

Дополнительно врачи выделяют несколько видов аутизма, которые помогают точнее описать болезнь. К ним относятся:

  • Синдром Каннера – характеризуется избеганием общения и слабым развитием речи;
  • Синдрома Аспергера – отличается отказом от разговоров с людьми и плохой мимикой;
  • Синдром Ретта – сопровождается забывчивостью и пассивностью, а также неразвитой речью;
  • Атипичный аутизм – проявляется у взрослых, вызывает тяжелые симптомы с поражением мозга.

Последняя форма наиболее опасна, т.к. может приводить к тяжелейшим осложнениям, которые порой становятся причиной летального исхода. Приобретать такую болезнь страшно любому человеку, что заставляет следить за здоровьем не только ребенка, но и за своим.

В большинстве случаев дети с ранним детским аутизмом здоровы физически, у них нет видимых внешних недостатков. Беременность у матерей протекает без особенностей. Строение мозга больных малышей практически не отличается от среднестатистической нормы. Многие даже отмечают особую привлекательность лица у ребенка-аутиста. Но в некоторых случаях связь болезни с другими признаками все же присутствует:

  • инфицирование матери краснухой во время беременности
  • ДЦП
  • туберозный склероз
  • нарушения жирового обмена — у женщин с ожирением выше риск рождения ребенка с аутизмом
  • хромосомные аномалии

Все эти состояния пагубно отражаются на мозге и могут приводить к аутистическим проявлениям. Есть данные, что генетическая предрасположенность играет свою роль: риск развития болезни при наличии аутиста в семье несколько выше. Но истинные причины аутизма не ясны до сих пор.

Основные причины возникновения аутизма у детей – это врожденные аномалии головного мозга. Это неврологическое расстройство, специфически проявляющееся в когнитивном восприятии, и в результате его нарушения, – в поведении больного человека. Однако точная причина, почему возникает аутизм у детей, пока не выявлена. Считается, что важную роль играют генетические факторы, различные инфекционные заболевания (вирусы, прививки), химические процессы в мозге.

Влияние на организм женщины во время беременности, в период антенатального развития плода – это основной фактор, почему рождаются дети с аутизмом; причины кроются в необратимом повреждении мозга ребенка в процессе его формирования.

Современные теории, появляющиеся в результате проведенных исследований, направленных на изучение аутизма и причин возникновения расстройства, утверждают, что возникновение РАС возможно только при объединении указанных факторов.

Расстройство некоторых функций мозга приводит к нарушению способности правильной оценки информации (сенсорной, речевой). Люди с аутизмом имеют значительные трудности в развитии речи, в отношениях с другими, им трудно справляться с общими социальными навыками, у них преобладают стереотипные интересы, жесткость мышления.

Легкая форма

Несмотря на то, что большинство детей с таким диагнозом имеют много общего, но аутизм может проявляться по-разному. Эти дети различным способом контактируют с внешним миром. В зависимости от этого выделяют следующие формы аутизма:

  1. Полное отрешение от всего происходящего. У таких детишек с раннего детства проявляются нарушения активности, они практически полностью отказываются контактировать с внешним миром. Они никогда ничего не просят сами, но и на просьбы не отзываются. В общении, которое трудно так назвать, отсутствует речь, жесты, мимика. Эта форма считается самой серьезной и глубокой.
  2. Активное отвержение. Поведение детей аутистов из этой группы более активное, но большую часть внешнего мира они не принимают. Для них важно соблюдение определенных ритуалов, наличие привычной обстановки вокруг, поэтому у таких детей с возрастом проявления болезни становятся более острыми, так как приходит время идти в детский сад, а потом в школу. Речь у них более развита, но в основном все слова они должны связывать с конкретной ситуацией, тогда им легче запоминать и понимать.
    дети аутисты
  3. Артистические интересы. Такие дети часто идут на конфликт, не умеют считаться с интересами других людей, поглощены одними и теми же занятиями. Речь хорошо развита, но предложения обычно длинные и заумные, поэтому создается впечатление неестественно взрослых высказываний. Интеллект у них более-менее развит, но мышление нарушено.
  4. Большая трудность общения и организации взаимодействия с окружающими. Такие дети не умеют организовывать контакт с другими людьми, трудно усваивают двигательные навыки. Речь, как правило, бедна. Обычно они сразу теряются даже в обычных ситуациях. Эта форма заболевания считается самой легкой.

Большинство врачей считают, что самые тяжелые формы аутизма встречаются достаточно редко, чаще всего мы имеем дело с аутичными проявлениями. Если с такими детьми заниматься и уделять занятиям с ними достаточно времени, то развитие ребенка аутиста будет максимально приближено к сверстникам.

Признаки заболевания проявляются тогда, когда начинаются изменения в участках мозга. Когда и как это происходит – до сих пор не ясно, но большинство родителей замечают, если у них есть дети аутисты, признаки уже в самом раннем детстве. Если при их проявлении принять срочные меры, то вполне возможно привить малышу навыки общения и самопомощи.

В настоящее время еще не найдены методы полного излечения от этого заболевания. Малая часть детей вступает во взрослую жизнь самостоятельно, хотя некоторые из них добиваются даже определенных успехов.

Даже врачи разделились на две категории: одни считают, что надо продолжать поиски адекватного и эффективного лечения, а вторые убеждены, что аутизм – это намного шире и больше, чем простое заболевание.

Опросы родителей показали, что у таких детей часто можно наблюдать:

  • Приступы агрессии.
  • Гнев.
  • Насилие.
    дети аутисты признаки

Эти качества чаще всего проявляли старшие дети аутисты. Признаки, которые еще часто встречаются у таких детей – это определенные формы повторяющегося поведения, которое врачи делят на несколько категорий:

  • Стереотипия. Проявляется в раскачивании туловища, вращении головой, постоянном покачивании всем телом.
  • Сильная потребность в однообразии. Такие дети обычно начинают протестовать даже в том случае, когда родители решают переставить мебель в их комнате.
  • Компульсивное поведение. Примером является вкладывание объектов и предметов определенным образом.
  • Аутоагрессия. Такие проявления направлены на самого себя и могут приводить к различным травмам.
  • Ритуальное поведение. Для таких детей все действия как ритуал, постоянный и каждодневный.
  • Ограниченное поведение. Интерес ребенка, например, направлен только на одну книжку или одну игрушку, а другие он не воспринимает.

Аутизм у детей

Еще одним проявлением аутизма является избегание зрительного контакта, они никогда не смотрят в глаза собеседнику.

Аутизм включает широкий спектр расстройств, относящихся к одному диагнозу. Расстройство имеет много проявлений, причем у каждого человека они разные. Современная медицина делит аутизм на отдельные формы.

Детский аутизм

Включает трудность в том, что человек слышит, видит, переживает, проблемы в общении и воображении. Причина, от чего бывает аутизм у детей, кроется во врожденном нарушении некоторых функций головного мозга; расстройство связано с нарушением ментального развития.

Атипичный аутизм

Применение этого диагноза целесообразно в случае, если расстройство не соответствует критериям для определения детской формы болезни. Он отличается тем, что не появляется до достижения ребенком 3-летнего возраста или не выполняет триаду диагностических критериев. У детей с нетипичным аутизмом в некоторых областях развития имеется меньше проблем, чем при классической форме расстройства, – могут проявляться лучшие социальные или коммуникативные навыки, отсутствие стереотипных интересов.

У этих детей развитие частичных навыков очень неравномерно. В отношении сложности лечения, атипичный аутизм не отличается от детского.

Синдром Аспергера

Мама

Характеризуется нарушениями коммуникации, воображения, социального поведения, которое противоречит разуму.

Социальные аномалии при этом синдроме не столь серьезны, как при аутизме. Основная особенность – эгоцентризм, связанный с отсутствием способности или желания взаимодействовать со сверстниками. Типичны для синдрома навязчивые особые интересы (например, изучение расписаний, телефонных справочников, просмотр определенных телевизионных программ).

Люди с синдромом Аспергера предпочитают самостоятельную деятельность, общаются особым образом. Для них характерно подробное выражение, общение только с объектом их интереса. Они обладают широким словарным запасом, запоминают различные правила или определения, удивляют точной и сложной профессиональной терминологией.

Но, с другой стороны, не могут определить значение некоторых слов или правильно использовать их в предложении. Их речь имеет странную интонацию, темп ускоряется или замедляется. Голосовая речь может быть ненормальной, монотонной. Социальная наивность, строгая правдивость, шокирующие заметки, с которыми дети или взрослые обращаются к неизвестным людям, также относятся к характерным проявлениям синдрома Аспергера.

При расстройстве наиболее поражается грубая моторика, человек неуклюжий, ему бывает сложно научиться ездить на велосипеде, плавать, кататься на коньках, лыжах. Интеллект сохраняется, иногда он даже выше среднего.

После периода нормального развития ребенка, длящегося как минимум 2 года, по неизвестным причинам происходит регрессия в приобретенных навыках. Развитие нормальное во всех областях. Это значит, что ребенок в 2-летнем возрасте говорит короткими фразами, обращает внимание на стимулы, принимает и инициирует социальные контакты, жестикулирует, для него характерна имитационная и символическая игра.

Начало расстройства проявляется в возрасте 2-7 лет, чаще всего, в 3-4 года. Ухудшение может быть внезапным, продолжаться несколько месяцев, чередоваться с периодами затишья. Ухудшаются коммуникационные и социальные навыки, часто с поведенческими расстройствами, типичными для аутизма. После этого периода может произойти повторное улучшение навыков. Однако, нормального уровня они больше не достигают.

Синдром Ретта

Впервые этот синдром был описан доктором А. Реттом в 1965 г. Расстройство встречается только у девушек, сопровождается серьезной ментальной недостаточностью. Это неврологическое заболевание. Причина – генетическая; недавно был обнаружен ген, отвечающий за нарушение дистального длинного плеча Х-хромосомы.

Игра

Синдром характеризуется ранним развитием, в течение 6-18 месяцев. После 18-месячного возраста наблюдается период застоя и регрессии, в течение которого ребенок теряет все приобретенные навыки – как локомоторные, так и речевые. Наблюдается также замедление роста головы. Особенно характерна потеря функциональных движений рук.

Как проявляется аутизм у ребенка 3 лет? Симптомы напрямую зависят от формы заболевания.

К легкой форме относится проблема, при которой в случае правильного и своевременного лечения можно добиться максимальной адаптации в обществе. Такие дети чаще всего оканчивают школу, вуз без особых проблем. Им не так трудно найти работу и самореализоваться. Однако как определить, что форма болезни легкая?

Имеются критерии, которые влияют на тяжесть заболевания. Речь идет о поведении, способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (незнакомыми).

К легкой форме относятся атипичный аутизм без дополнительных заболеваний, в частности умственной отсталости, синдрома Аспергера и высокофункциональный аутизм.

В отличие от легкого аутизма, у детей 3 лет тяжелая форма заболевания проявляется в сильно заметных проблемах: человек практически не разговаривает, не обращает внимания на людей, у него может нарушаться поведение. Таких детей нужно лечить, проводить специальные образовательные программы, пытаться корректировать поведение и после проводить реабилитацию. Иногда даже наиболее серьезных методов терапии недостаточно, чтобы ребенок имел успешную и полноценную жизнь. Такие люди получают инвалидность.

Для определения аутизма у детей 3 лет, тест врач подбирает в соответствии с жалобами. По результатам диагностики может быть выявлен атипичный аутизм с развитием умственной отсталости, синдром Ретта, Геллера, а также гиперактивное расстройство, которое развивается параллельно с умственной отсталостью. Именно эти диагнозы считаются тяжелыми формами аутизма.

У моих друзей ребёнок с аутизмом. Как с ними общаться?

Аутизм – это первазивное расстройство развития органической природы, чаще поражающее мальчиков. Это означает, что речь идет о проблеме, где развитие ребенка нарушается в разных направлениях. Считается, что это врожденное нарушение некоторых функций мозга, преимущественно, обусловленное генетикой.

Это, безусловно, самое серьезное нарушение в человеческих отношениях, но оно не имеет социального происхождения. Причина, от чего возникает аутизм у детей, – это не плохая мать, отец или другие родственники, не семья, не справившаяся с воспитанием. Самообвинение не даст ничего, кроме вреда самому себе. После рождения ребенка с аутизмом важно принять болезнь как факт, найти способ понять мир малыша, приблизиться к нему.

Формы аутизма у детей симптомы

В 90% случаев аутичные проявления очевидны между 1-м и 2-м годами жизни, поэтому раннее начало – это важный диагностический фактор. Последующее наблюдение показывает, что, у пациентов с признаками, появившимися в течение 36 месяцев, были характерные симптомы аутизма; при появлении симптомов в более позднем возрасте наблюдалась клиническая картина, близкая к ранней шизофрении. Исключением является синдром Аспергера (болезнь аутистического спектра), который часто диагностируется в позднейшем детском возрасте.

Нарушения эмоционального контакта и социального взаимодействия считаются центральными признаками расстройства. В то время, как у детей с нормальным развитием с первых недель очевидна предрасположенность к формированию социальных отношений, у аутистов уже на ранних стадиях развития отмечаются отклонения от нормы во многих областях.

Типично также нарушение зрительного контакта, непонятное использование имитаций и жестов в социальном взаимодействии, минимальная способность воспринимать невербальное поведение других.

Ментальное отставание – это наиболее распространенное сопутствующее расстройство, встречающееся примерно у 2/3 аутичных пациентов. Хотя в большинстве исследований указывается на интеллектуальную недостаточность в диапазоне от средней до тяжелой умственной отсталости (IQ 20-50), речь идет о широкой шкале уровней поражения.

Она варьируется от глубокой умственной отсталости (при тяжелом аутизме) до среднего, иногда даже немного выше среднего показателя интеллекта (при синдроме Аспергера). Значения IQ относительно стабильны, однако они отличаются некоторым дисбалансом в отдельных предметах тестирования; результаты могут быть прогностическим фактором дальнейшего развития болезни.

У 5-10% аутичных детей в дошкольном возрасте возможно проявление «autismus savant», синдрома Саванта, характерного выдающимися способностями (например, музыкальными или художественными талантами, высокими математическими способностями, необычной механической памятью), несовместимыми с общим уровнем поражения.

Формы аутизма у детей симптомы

Типичной для аутизма является стойкая поглощенность одним или несколькими стереотипными, очень ограниченными интересами, компульсивным соблюдением конкретных, нефункциональных процедур, ритуалов, повторяющиеся странные двигательные манеры (постукивание, скручивание рук или пальцев, сложные движения целого тела).

В раннем возрасте сами родители могут наблюдать некоторые поведенческие нарушения у ребенка, являющиеся хорошими «пророками» аутизма.

В общении:

  • ребенок не реагирует на свое имя;
  • малыш не говорит, чего хочет;
  • имеет задержку развития речи;
  • не отвечает на стимулы;
  • иногда кажется глухим;
  • кажется, что он слышит, но не других людей;
  • не указывает на предметы, не прощается;
  • сказав несколько слов, останавливается.

В социальном поведении:

  • отсутствие социальной улыбки;
  • ребенок любит играть в одиночестве;
  • предпочтение самообслуживания;
  • затворничество;
  • гиперлексия;
  • плохой зрительный контакт;
  • отсутствие значимости общения;
  • жизнь в своем собственном мире;
  • отсутствие интереса к другим детям, или попытки установить контакт, но неадекватным способом;
  • игнорирование других людей;
  • вспышки гнева;
  • гиперактивность;
  • неспособность к сотрудничеству;
  • негативизм;
  • отсутствие умения играть с игрушками;
  • постоянное монотонное занятие с определенными вещами;
  • ходьба на цыпочках;
  • необычная сосредоточенность на определенных игрушках (малыш всегда носит с собой какой-то предмет);
  • разложение предметов в ряд;
  • неадекватная реакция на определенные материалы, звуки, изменения (гиперчувствительность);
  • особые движения.

Абсолютные показания для дальнейших исследований:

  • отсутствие выдаваемых звуков до 12 месяцев;
  • отсутствие жестикуляции до 12 месяцев;
  • отсутствие произношения слов до 16 месяцев;
  • отсутствие произношения предложений до 24 месяцев;
  • потеря любых языковых или социальных способностей в любом возрасте.

Признаки у каждого ребенка разные. С возрастом они могут измениться. Некоторые симптомы появляются, сохраняются в течение некоторого времени, затем исчезают. Тем не менее, у 2-летнего ребенка аутизм может происходить по-другому. Обычно он играет сам, не проявляет интереса к компании других. Он часами может находиться наедине с собой, его игры странные, часто повторяющиеся, сосредоточенные на деталях;

он предпочитает определенные игрушки, еду, пути, наперед известный процесс, ритуалы. Смотря на человека, он больше интересуется его ресницами, губами, очками, чем визуальным контактом. Даже, если он смотрит в глаза, создается впечатление сквозного взгляда. Аутист более интересуется отдельными деталями, чем единым целым.

Его словарный запас очень низок или отсутствует вообще, для него характерна сопротивляемость любым изменениям в течение дня; он употребляет только конкретный вид пищи, ему нужна определенная рубашка, обувь, кепка. При нарушении стереотипа наступает плач, аффект, агрессия, иногда – самоповреждение.

При аутизме у детей дошкольного возраста их выразительное поведение может казаться окружающим очень странным. Ребенок думает, играет, говорит иначе, чем другие. Это проявляется стереотипами в игре, еде, общении. Иногда выразительной бывает даже его ходьба. В большинстве случаев, аутисту не хватает творчества, воображения.

Такой ребенок не понимает, не может выразить себя. При разговоре может проявляться эхолалия (повторение без понимания), больной имеет проблемы с ориентацией в пространстве и временном разделении, у него отсутствует способность поддержать разговор. Он редко задает вопросы, но если это случается, то часто повторяет их. В общении аутист больше обращается к взрослым, чем к сверстникам.

Но следует иметь в виду, что существует множество форм аутизма с большим количеством индивидуальных проявлений. То, что типично для поведения одного человека, атипично для другого. При нормальных обстоятельствах в дошкольном возрасте ребенок должен уметь создавать и укреплять социальные связи, учиться у других, сотрудничать, развивать речь.

Развитие детей с РАС происходит по-другому, поэтому своевременное распознавание симптомов может помочь родителям и детям найти способ понимания, обучения. Сегодня существует множество разработанных методических руководств и пособий, призванных помочь аутистам в повседневной жизни. Основа заключается в обретении максимальной независимости, включении в нормальную жизнь, минимизации социального разрыва.

Основные способы существующей центральной терапии не основаны на знаниях этиологии заболевания. Аналогично умственной отсталости, аутизм считается неизлечимым расстройством, но при целевом лечении и специальных образовательных стратегиях в сочетании с поведенческой терапией, у людей с аутизмом может быть достигнуто значительное улучшение. Цели терапии можно разделить на 2 основные категории:

  • развитие или усиление задержанных или неразвитых коммуникационных способностей, социальных, адаптивных свойств;
  • нефармакологическое и фармакологическое воздействие на различные симптомы и синдромы.

Психотерапия

Ранняя диагностика и последующее психологическое вмешательство очень важны для дальнейшего развития аутичных детей; своевременное начало лечения значительно увеличивает шансы пациентов на включение в нормальную жизнь.

После постановки диагноза, в т.ч. определения степени аутизма и возможной умственной отсталости, родителям должна быть предоставлена ​​достаточная информация о соответствующем подходе, вариантах лечения, включая последующие рекомендации (обращение в региональные общественные ассоциации, организующие уход за больным с РАС, предоставление амбулаторного лечения).

У многих пациентов неадекватные симптомы (агрессия, самоповреждение, патологическая фиксация на родителях, чаще всего, на матерях) могут усилиться вследствие неправильного подхода родителей к больному ребенку. Поэтому наблюдение за социальным взаимодействием аутиста с родителями, братьями и сестрами – это важная часть терапии. На основе наблюдений создается индивидуальный терапевтический план.

Не верно Верно
Наука не стоит на месте, вылечат! Ты научишься с этим жить. Если я могу помочь, я рядом, только скажи.
Ты, наверное, пила во время беременности, да? Ну, если честно? Промолчать.
Это всё из-за прививок, да? Промолчать.
Я слышал, помогает гомеопатия/обтирания кровью гадюки/заговоры/гипноз! Почему ты не пробуешь? Что вы уже пробовали? Чем я могу помочь?
Сдайте его в интернат, молодые ещё, нового родите! Промолчать.
Я не умею общаться с… ТАКИМИ. Подскажи, я должен что-то знать, чтобы не навредить?

Особенности общения с аутистами

Если ваш ребенок – аутист или же у вас имеются знакомые с таким заболеванием, то важно уметь разговаривать с ними. Вы должны понимать, почему следует поступать так, а не иначе. Достаточно придерживаться простых правил общения:

  • Предложения. Они должны быть краткими и четкими. Тогда ребенку будет проще понимать, что вы говорите и чего хотите. Им легче воспринимать письма, поэтому можно общаться с помощью ручки и бумаги.
  • Хоть с абстрактным мышлением у таких детей проблемы, образное у них присутствует. Поэтому, чтобы ребенок быстрее понял вас, нарисуйте схему или рисунок.
  • Выше описаны симптомы аутизма у ребенка 3 лет, одними из которых являются проблемы в общении и трудности в формировании предложений. Поэтому дайте ребенку время подумать. Не нужно подгонять, кричать. Не следует задавать сразу несколько вопросов. Если ребенок будет чувствовать себя спокойным в разговоре с вами, то и общение будет складываться как нельзя лучше. Будьте терпеливыми.
  • Ни в коем случае не обижайтесь на молчание.
  • Начинайте разговор с утверждения. Не нужно сразу спрашивать, как дела или что ребенок делает. Лучше расскажите что-то. Медленно, короткими предложениями. И только потом приступайте к легким вопросам.
  • В речи используйте максимально простые и доступные слова. Не нужно одну и ту же мысль выражать разными способами. Если ребенок чего-то не понял, лучше повторяйте одно и то же предложение, так ему будет проще воспринять информацию.
  • Признаки аутизма в год или в два иногда уже бывают заметны, поэтому, если вы уже задаетесь вопросом, как корректировать поведение, то постарайтесь добиться расположения ребенка. Говорите с ним на те темы, которые ему интересны. Как правило, у таких детей лишь одно увлечение, и поэтому они становятся экспертами в этом вопросе. Говорите с ними об этом. Так не только ребенку станет комфортно с вами, но и вы дадите ему раскрыться, а сами узнаете что-то новое.
  • Внимание к таким детям должно быть умеренным, но не давайте ребенку почувствовать себя ненужным. Найдите способ заботы, который будет удобен вам и не будет раздражать малыша.
  • Чтобы ребенок точно с вами разговаривал, выбирайте то время и место, которое будет комфортным. Тогда малыш с большой вероятностью сможет поддержать разговор.
  • Дети-аутисты не понимают намеков, шуток, иронии, метафоры. Поэтому ваша задача – говорить прямо и четко.
    тест на аутизм у детей 3 лет

Если больные данным заболеванием дети обладают навыками речи и построения предложений, то они рассказывают, что мир для них – это сплошной хаос из людей и событий, который им совершенно непонятен. Это связано не только с психическими отклонениями, но и нарушениями сенсорного восприятия.

Те раздражители внешнего мира, которые для нас вполне привычны, аутист ребенок воспринимает негативно. Так как им трудно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в обстановке, то это вызывает у них повышенную тревожность.

При общении родители обязательно должны учитывать особенности детей аутистов. Можно дать краткие рекомендации, которые помогут вам наладить контакт со своим ребенком:

  1. Вы должны любить своего малыша таким, какой он есть.
  2. Всегда учитывайте интересы ребенка.
  3. Строго соблюдайте режим дня и ритм жизни.
  4. Старайтесь выработать и соблюдать определенные ритуалы, которые будут повторяться каждый день.
  5. Чаще посещайте группу или класс, где обучается ваш ребенок.
  6. Разговаривайте с малышом, даже, если он вам не отвечает.
  7. Старайтесь создавать комфортную обстановку для игр и обучения.
  8. Всегда терпеливо объясняйте малышу этапы деятельности, желательно подкрепляя это картинками.
  9. Не допускайте переутомления.

Если вашему малышу поставили такой диагноз, как аутизм, то не стоит отчаиваться. Главное любить его и принимать таким, какой он есть, а также постоянно заниматься, посещать психолога. Кто знает, может у вас растет будущий гений.

Когда родителям надо насторожиться?

От природы все дети разные, даже вполне здоровые отличаются своей общительностью, темпами развития, способностью воспринимать новую информацию. Но есть некоторые моменты, которые должны вас насторожить:

  1. Вы вполне озадачены поведением ребенка. Вас настораживают его резкие перемены в настроении, неадекватное поведение.
  2. Ребенок избегает контакта, например не любит, когда его берут на руки.
  3. Чрезмерная чувствительность или наоборот. Например, безразличие к боли или непереносимость резких звуков.
  4. Малыш плохо говорит или вообще предпочитает молчать.
  5. Ребенок аутист в детском саду или другом учреждении избегает общения со сверстниками.
  6. Когда ребенок изучает новые предметы, то предпочитает пробовать их на вкус или обнюхивать.
  7. Навязчивое поведение.
  8. Часто проявляется полная отрешенность от внешнего мира.
  9. Остановка в развитии, например, знает слова, но дальше не идет, в предложения их не складывает.
    как ведут себя дети аутисты

Если вы заметили у своего ребенка хотя бы некоторые признаки из перечисленных, то стоит показать его врачу. Психолог даст правильные рекомендации по общению и занятиям с малышом. Поможет определить, насколько сильно проявляются симптомы аутизма.

Заключение

Люди с сахарным диабетом придумали фразу: «Диабет – не болезнь, а образ жизни». С аутизмом та же история.

Быть родителем ребёнка с аутизмом – это жить по-другому. Мамы особых детей привыкли, что на детской площадке достижения их сына или дочери не котируются. А ещё они знают, что счастье совершенно не в этом.

В публикации описаны причины возникновения аутизма у детей, симптомы, методы лечения. К сожалению, на сегодняшний момент случаев развития этого заболевания довольно много, поэтому важно знать, как правильно работать с ребенком и что делать, если вы попадете в такую ситуацию.

Основная ваша задача – больше говорить, обращать внимание на ребенка, понимать, когда он уже устал от общества. Не забывайте ребенка оставлять наедине на некоторое время, в перерывах между занятиями. Таковы особенности аутизма, даже если ребенок адаптируется в обществе, он все равно во взрослой жизни будет хотеть проводить время в одиночестве.

Оцените статью
Медицинский портал
Adblock detector